Каталог статей

Главная » Статьи » Тематические статьи

История скифов

История скифов

Скифы – это название ираноязычных кочевников, которые проживали в древности на территориях Южной России, Украины, Казахстана, Молдавии и части Сибири. История скифов началась с длительной войны с киммерийцами, которых они выдавили из Северного Причерноморья примерно в VII в.д.н. э., а так же с походов их войска в Малую Азию. Этот народ, в 70-х гг. VII в.д.н.э захватил Палестину, Мидию и Сирую, а так же Переднюю Азию откуда был вытеснен в начале VI в. д.н.э. мидийцами. Найдены так же следы пребывания скифских племен на Северном Кавказе, однако, основной территорией его проживания были степи между нижним течением Дуная и Дона. Северная же граница их расселения не определена до сих пор.

Выделяют три скифских племени: скифы-кочевники, жившие по правобережью у низовьев Днепра, а так же в Крыму; между Иигулом и Днепром обитали скифы-земледельцы; бассейн Южного Буга, рядом с городом Ольвия принадлежал каллипидам или элиннам-скифам; несколько севернее их жили алазоны и скифы-пахари.

Внутренние границы Скифии, в которых проживали названные племена, до сих пор не определены и учёные имеют лишь примерное представление об этом. Так как скифы имели теснейшие взаимоотношения с городами Северного Причерноморья, где шла бойкая торговля мехами, рабами, скотом, хлебом, а так же рабами, что значительно ускорило появление в Скифии государства.Летописи сохранили свидетельство о том, что у скифов существовал союз племён, который перерос в рабовладельческое государство управляемое царём. Царская власть переходила по наследству и считалась божественной. Однако, она не была абсолютной и ограничивалось народным собранием и советом союза племён.

Скифия времён Геродота не образовывала этнически единую нацию, так как в её состав совместно со скифами входили совсем не скифские народы. Протославяне, фино-угры, так же входили в скифский ареал влияния. Из всех скифов самыми могучими были царские скифы, которых "отец истории" охарактеризовал наиболее воинственными и сильными. Были они кочевниками и заселяли степи, начиная, с восточных регионов Днепра, и заканчивая Азовским морем вместе с Крымом.
Эти скифы были кочевниками, домов своих они не имели, проживали в кибитках, меньшие из которых имели четыре колеса, а более крупные – шесть. Кибитка была закрытой повозкой стены и крышу которой формировали полотна их войлока. Внутри повозки делились на два-три отделения. Такая конструкция хорошо противостояла ветру, дождю и снегу. Тянули кибитку волы запрягаемые парой или тройкой. Кибитки были жилищем женщин и детей, мужчины же всегда передвигались на лошади. Всё ведение хозяйство и воспитание детей лежало на женщине, ей же принадлежало и всё имущество семьи. Мужчина же пас скот и участвовал в военных походах. Смерть на поле сражения у скифов считалась почётной.

У кочевых скифов развитие животноводства поднялось на достаточно высокую ступень его развития. Знатные скифы владели огромными табунами и стадами лошадей, быков и иного скота. Этот скот, а так же войлок, шерсть и иные продукты животноводства обменивались в приморских греческих городах на металлические изделия, утварь и украшения. Активная торговля порождала потребность скифского общества в более серьёзном объединении, чем союз племён. Война с персидским царём Дарием значительно ускорила этот процесс.

Легенды Скифов

Известна одна интеесная легенда, описанная в соченениях Геродота. Её возникновение связанно с тем, что в 514 году до нашей эры, а по некоторым данным в 512 году владыка Персии Дарий I принял решение завоевать племена скифов. Не смотря на то, что все приближённые и представители персидской знати, включая родного брата Артабана отговаривали его от этой затеи, покоритель половины Азии не стал слушаться этих советов. Он собрал огромное войско в 700 000 человек, а союзный ему греческий флот он отправил он отправил Чёрным морем к устью Истра, который был пограничной скифской рекой. Здесь был возведён мост через реку и войско, перейдя по нему реку, двинулось по западному побережью Понта Евсийского вглубь Скифии.

Первоначально поход проходил удачно: персы завоевали фракийцев и гетов. Однако, по мере продвижения по скифской территории их войско стало испытывать большие трудности. Дело в том, что скифы прибегли к тактике изматывания противника. Разделившись на два отряда, они стали медленно отступать, совершая периодически на передовые отряды Дария быстрые набеги. Свои семьи они отправили заранее вглубь страны, а сами держались перед персами на расстоянии дневного перехода, старательно выжигая оставляемую ими землю. Скот угонялся, а колодцы засыпались. Такая тактика очень изматывало в основном пешее персидское войско, а скифы ещё больше затягивали войну.

Потеряв терпение, Дарий отправил скифскому царю Иданфирсу посланника с вызовом на битву. Он так же призвал его прекратить отступление и выйти на бой как мужественный воин, иначе скифам предлагалось признать покорность Дарию и в знак этого принести ему в дар землю и воду. Однако Инданфирс в ответ прислал царю персов гонца, который сообщил ему, что скифский царь никого не боится, но в его земле нет ни городов, ни обработанной земли которые персы могли бы разрушить или опустошить, поэтому скифы не считают нужным вступать с персами в бой. Так же Скиф предложил Дарию поискать родовые могилы племени, тогда, возможно, мстя за их разорение, скифы и вступят с ним в бой. Вместо же тех даров, что требовал персидский царь, Иданфирс прислал ему мышь, лягушку, птицу и пять стрел. Вначале приближённые Дария растолковывали эти дары как символ богатств Скифии и её оружия, которые в знак покорности скифы преподнесли ему, однако, потом один, хорошо знающий скифские обычаи, персидский военноначальник расшифровал этот дар так: " Если вы как птицы не улетите в небо, или как лягушки не поскачете в болото, или как мыши не зароетесь в землю, то не вернетесь назад, пораженные этими стрелами".

После ряда долгих изнуряющих переходов, которые сопровождались непрекращающимися набегами скифов, Дарий решил оставить свой лагерь с ранеными и отступить к Истру, где ждал его греческий флот. Однако, скифы сумели опередить его и сжечь мост через Истр, так что царю пришлось переправляться в плавь. Лишь счастливая случайность спасла его от гибели от скифской стрелы. В Персию вернулась лишь маленькая часть огромного войска персов, что вторглась в пределы Скифии.
По завершению этой войны, скифский царь Атей в V-IV вв. до н. э. захватил всю власть в стране свои руки, отстранил от власти других скифских царей и стал править единолично. Он объединил страну в результате ряда войн с соседними фракийскими племенами, а так же с заподнопонтийскими греками. Погиб он во время сражения с войсками македонского царя Филиппа II, однако македонцы не смогли разбить скифское войска и завоевать Скифию. Не сумел этого сделать и сын Филиппа Александр Македонский, его наместники так же уходил от скифов разбитыми.

В III в.до н. э. на скифов начали своё наступление савроматы, которые захватили большие территории скифских племён. В результате этих событий скифам пришлось перенести свою столицу в Крым на реку Силгир, что рядом современным Симферополем. Здесь был построен Неаполь Скифский, предположительно основанный царём Скилуром. Кроме Крыма, скифы удерживали так же земли в понизовьях Буга и Днепра. Так как территория Скифии значительно сократилась, возник дефицит пастбищ, из завоеванных степей савроматами постоянно прибывали новые беженцы. Всё это толка скифских правителей к завоеванию таких греческих городов-государств как Херсонес и Оливия. В результате завоеваний в районе Ольвии возникло смешанное эллино-скифское население, а в середине II в. до н. э. города окончательно подчиняется Скилуру и начинает указывать на своих монетах его имя.

Так как прежний центр металлургии скифов на Днепре теперь был отрезан от них, Ольвия стала выполнять его функции, со временем развившись в крупный центр ремесла и торговли. Присоединение к Скифскому государству этого города было выгодна обоим сторонам: скифы получали новые торговые пути, ремесленные изделия и оружие, а жители Ольвии – защиту от набегов других кочевников.

Другую эллинистическую колонии – Херсонес, скифы завоёвывали значительно дольше и с гораздо большими усилиями. Этот город-государство понадобился им в связи с тем, что это была богатая эллинистическая колония и поэтому могло обеспечивать Скифию хлебом и иными продуктами сельскохозяйственного производства. Начало завоевания Херсонеса относится ко второй половине III в. до н. э. Так как союзник города Боспорское царство находилось само в плачевном состоянии, оно не смогло оказать достойной помощи Херсонесу, поэтому ему пришлось обратиться к понтийскому царю Фарнаку, который позиционировал себя как защитника эллинистических городов против окружающих их варваров.
В результате ряда дипломатических манёвров в 179 г. до н. э. между Херсонесом и Фарнаком был заключён союзнический договор, однако он не остановил наступления скифов которые усилили в в конце II в. до н. э. свой натиски и к 110-109 гг. захватили такие прибрежные крымские владения Херсонеса как Кер-кинитида и Прекрасная гавань. Всё это вынудило ещё раз херсонесцев обратиться за помощью к Понту уже не как союзник, а на условиях зависимости от его царя Митридата VI.

Однако, скифы свой натиск только усилили и после смерти скифского царя Скилура, его сын Паллак вступил в союз с племенем роксоланов, после чего предпринял ряд попыток завоевания города. Скифские нападения заставили Митридата отправить на борьбу с ними крупные силы во главе с полководцем Диофантом. Применение более совершенной эллинистической военной техники позволило войску Митридата победить в этой войне и разрушить скифско-роксоланский союз. Скифам пришлось отказаться от посягательств на Херсонес.

После поражения в борьбе за этот эллинистический город Скифское царство вошло в период упадка и с этого момента вплоть до середины I в. н. э. оно отошло на второй план в политической борьбе на карте Северного Причерноморья. Во второй половине I в. н. э. при царях Фарзое и Инисмее был кратковременный период возвышения Скифии, когда она воевала с Боспорским царством, однако, уже во второй половине половины III в. н. э. оно было окончательно уничтожено вторгшимися с севера в Крым готами.
Великое переселение народов окончательно стёрло скифские племена истории, оставив лишь от них курганы со скифскими золотыми украшениями и могилами их вождей.

Скифское искусство

Так как у скифов погребальным обычаем было захоронение своих племенных вождей и представителей знатней в насыпных курганах, в окружении принадлежащих им при жизни вещей, до нашего времени дошло большое количество предметов скифского искусства. Это в основном бытовые предметы и предметы роскоши, декорированные в «зверином» стиле: детали конской сбруи, рукояти мечей, обкладки ножен и колчанов, браслеты, ручки зеркал и т.д.

Своё название «звериный» скифский стиль украшения золотых предметов получил из-за того, что скифы любили изображать на них разнообразных животных. Изборажения людей на скифских украшениях занимали значительно меньше места. Популярны были изображения оленя, хищных птиц, лося, фантастических животных, барса.
Так же встречаются и сцены охоты хищных зверей и птиц.
Например, широко известно изображение орла рвущего оленя. Материалами для чеканки изображений служило в основном золото и серебре. Железо и бронзу использовали не знатные скифы. Изображения не только чеканились, но и отливались, тиснились и резались. Кроме эстетической функции, скифские изделия играли ещё и роль магических амулетов, так как нанесённые на них животные символизировали тотемных живот различных скифских племён. Так же они символизировали ловкость, храбрость и силу воина носившего их.

Скифы изображали животных по специальным правилам. Так на всех изображениях они показаны всегда в движении и сбоку, при этом голова животного обязательно обращена в сторону человека, рассматривающего изображение.

Главными отличительными чертами скифского «звериного» стиля можно назвать необычную живость, характерность и динамику образов, прекрасную вписаность изображений в форму предметов. Ближе к закату скифского царства изображения стали более грубыми, орнаментальными, стали линейно-плоскими. Иногда обнаруживаются и каменные, схематизированные изображения скифов-воинов, которые устанавливались на вершинах курганов. С момента тесного объединения Скифии с эллинистическими городами Крыма, украшения для скифской знати стали изготавливаться греческими мастерами по скифским образцам. Самые известные памятники скифского искусства на территории бывшего СССР были найдены в Керельмесских курганах и курганах Карагодеушах, Солоха, Куль-Оба, Чертомлык, а так же в Неаполе Скифском.

Несмотря на то, что скифские курганы подвергались длительному разграблению, до сих пор они хранят в себе значительные сокровища, так как раскопки велись обычно бессистемно и большое количество артефактов оставались незамеченными. Поэтому и современный археолог имеет все шансы хотя бы раз в жизни найти скифские предметы искусства.

Амулеты Скифов

Амулет Грифон - Грифон объединяет символику орла быстрота льва сила, отвага, символ господства над двумя сферами бытия: землей (лев) и воздухом (орел). Сочетание двух главнейших солнечных животных указывает на общий благоприятный характер существа. В качестве амулета сохранит и приумножит ваше материальное богатство.

Амулет Дракон - Символ космического равновесия, олицетворение силы, власти и величия. Амулет поможет справиться с различными зависимостями, придаст сил для преодоления проблем.

Амулет Кабаний клык - Древний скифский амулет с головой хищника (волка) и хвостом в виде мифической птицы. В скифской культуре использовался для украшения конской сбруи. Защищает от опасностей в дороге, путешествиях. Приносит удачу.

Амулет Кабан - Символ храбрости, упорства, воинской доблести, а также свирепости и сексуальной силы. Обладая амулетом, вы обладает силой кабана. Амулет поможет победить врагов и иметь успех у противоположного пола.

Амулет Морской дракон - Символ света и активности. Амулет увеличит приток жизненной энергии, ясность мысли. Вы почувствуете прилив сил для борьбы с повседневными трудностями. Приносит удачу.

Амулет Олень- Скифское изображение Оленя- образ модели мира. Символ благородства и силы духа. Защищает от темных сил. Подходит женщинам и детям. Приносит удачу.

Амулет Пантера - Скифская пантера - символ хищной женственности. Амулет придает женщинам ощущение красоты, веры в собственные силы. Приносит удачу.

Амулет Орел- Солнечный символ победы. Приносит успех в делах, помогает достичь желаемого.

Амулет Сокол - Золотой сокол- символ космической гармонии. Амулет поможет обрести успокоение, гармонию с собой и окружающими людьми. Приносит удачу.


Легендарное царство скифов

Категория: Тематические статьи | Добавил: kladoiskatel (16.10.2012) W
Просмотров: 4827 | Рейтинг: 2.7/3

  • Дата: 19.06.2014 // Комментариев: 00

    Как вы думаете, сколько стоит самый дорогой металлодетектор в мире? ...

  • Дата: 05.07.2013 // Комментариев: 00
    Нумизматика это наука, изучающая монеты как памятники истории, экономик...
  • Дата: 27.06.2013 // Комментариев: 00
    Да, везет новичкам и дуракам, все это знают, вот и британец Уэсли Карри...
  • Дата: 18.06.2013 // Комментариев: 00

    В принципе любая старинная монета кажется сегодня че...

  • Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Кабинет
    Логин:
    Пароль:
    Купите здесь неодимовый магнит 50х30 мм дешево со скидкой.
    Активный форум
    Доска объявлений
    Наш опрос
    Ваш металлоискатель?
    Всего ответов: 1696
    Статистика


    Онлайн всего: 3
    Гостей: 3
    Пользователей: 0


    Кто был: