Каталог статей

Главная » Статьи » Тематические статьи

Суеверия в поиске кладов

Приметы и знаки кладоискателей

Под кладом понимается сокрытое в земле, стене дома, дупле дерева или в любом другом месте сокровище. Так как ценные вещи обычно прячут от других людей при особых, в основном неблагоприятных обстоятельствах, хозяева кладов издавна принимали меры для сохранности принадлежащих ему богатств. Это могли быть как обычные ловушки, например волчьи ямы, так и разнообразные магические приёмы и заклятия.

Виды кладов

С мистической точки зрения существуют «чистые» и «нечистые» клады.
«Чистые» - это те клады на которые хозяин не наложил заклятия и, соответственно, их можно взять любому человеку безо всякого вреда для себя и своих близких.
Однако, большинство кладов, особенно старинных, когда были сильно развиты магия и колдовство, являются «нечистыми», то есть теми, на которые их хозяином наложены заклятия, заговоры и магические замки.
Такие клады, по мистическим верованиям, охраняются нечистой силой, и взять их может только тот человек, который владеет особыми магическими знаниями и способами их нахождения, а так же их безопасного изъятия с места хранения.


Обычно когда владелец клада прятал его в старину, он «клал зарок» то есть произносил заклинание или заговор, в котором называл те условия, при которых охраняемый колдовством клад можно было найти и взять. Таким условиями были, например, семидневный пост, принесение какой-либо жертвы, молитва святому. Так часто встречаются заклятья «на чью-либо голову». Обычно это голова гуся, собаки или быка, которую необходимо принести на место клада после того, как желающий овладеть кладом убьёт в качестве жертвы.
Существовало и заклятие на голову отца или матери тех людей, которые желали кладом овладеть. Только после их смерти кладоискатель мог забрать клад себе, раньше он не дастся ему в руки. Был и такой «зарок» как заклятие на 40 человеческих голов, то есть должно было умереть сорок человек, которые желали забрать клад и достаться он мог только сорок первому.


Верили кладоискатели и в неких особенных демонов, которые стоят на страже кладов. У русских это были: кладенец, копша, кладовые бесы. Нечисть, охраняющие клады, по поверьям, избирается бесами из своих соплеменников в ночь на Ивана Купалу. Белорусы называли таких демонов – кладник. Это был бес, одетый в сапоги с золотыми подковами, золотой шапкой и поясом. Питался он только хлебом, подобранным на улице и встреча с ним грозила большими неприятностями. У поляков и украинцев клады охранял скарбник, а у болгар – стопин или хозяин.
Часто хранителями кладов становятся черти, бывшие ранее утопленниками, висельниками, проклятыми при жизни людьми. Так же хранителями кладов назначаются и иные мистические существа: легендарные разбойники, короли, гномы, тролли и драконы.


Прятали клады обычно в труднодоступных и тайных местах – в лесах, курганах, пещерах. Горах, в подземельях старинных замков и заброшенных домах. Часто это были достаточно приметные места, например, большой камень или одиноко стоящее дерево в поле под котором клад и зарывался. Может он быть спрятан и во дворе или стене дома, а так же под печкой и в погребе.

Практически во всех странах мира существует поверие, что клады в определенное время года сами открываются людям: выходят на поверхность, светятся прямо из-под земли или открываются. В это время с них снимаются все заклятия и клады можно отыскать и забрать без всяких для себя последствий. Такое случается в Вербное воскресенье, накануне Ивана Купала, а так же в полночь перед великими праздниками, такими как: Рождество, Новый год, Благовещение, Юрьев день, Пасха.
Если же эти дни не наступили, клад можно разыскать и по приметам. Например, когда он выходит на поверхность земли, в этом месте можно увидеть огонь, бледные огоньки, а так же отблески неясного света. Так же клад может показаться и в виде человека, например, старика, красивой девушки. Может это быть белая птица, любое животное, а так же такой предмет домашнего обихода как клубок ниток.

Однако, для того, что бы овладеть кладом, нужно знать те условия, при которых он был зарыт. Что бы точно их знать, необходимо подслушать произнесённое при закрытии клада заклинание. При этом подслушивающий может изменить условия заклятия, произнося одновременно с владельцем клада иное, более доступное, так действовать будет только последнее произнесённое вслух заклятие.
Так, например, однажды, один бродяга подслушал заклинание богатого купца, который хотел заклясть клад «на три головы молодецкие», переменил его, произнеся после купца до закрытия клада «на три кола осиновых», после чего дождался когда владелец клада ушёл, срубил три осиновых кола и спокойно забрал клад себе.

Человек, пытающийся присвоить себе клад, не зная при этом специальных магических приёмов, может подвергнуть себя и своих близких серьёзной опасности в виде тяжёлых болезней и даже смерти, так как стерегущая клады нечистая сила, по поверьям, пугает, старается отогнать от клада и даже лишить жизни неопытного человека. Такому человеку клад «не даётся», прячется: уходит по землю или превращается из золота в глиняные черепки.
Поэтому, например, если клад объявился в виде предмета, птицы, или животного, нужно по нему ударить наотмашь, сказав при этом: «Аминь, аминь, рассыпься!» или накинуть на него что-либо из своей одежды.

Чехи верят, что увидевший бледный огонёк на том месте, где должен находиться клад, должен положить на него чётку, белую тряпку или кусок хлеба. В этом случае клад выйдет на поверхность и его можно будет забрать. Болгары же в этом случае советуют посыпать это место пеплом от бадняка. На следующий день на пепле обнаружатся следы, по которым можно будет определить какую жертву необходимо принести по условиям заклятия клада, что бы он открылся. Если покажутся следы птицы или животного – закалывают ягнёнка, барана или петуха, а если это будут следы человека, то демон-хранитель клада не отдаст его пока не умрёт кто-то из кладоискателей. В этом случае, прежде чем приступать к раскопкам, необходимо это место «зааминить».
Во время непосредственной добычи клада необходимо соблюдать полное молчание, что бы не пригрезился обманный клад или охраняющие его демоны.

Универсальным средством для поиска кладов во всём мире считается цветок папоротника, а так же плакун-трава. Если цвет папоротника указывает место сокрытия клада, то плакун-трава отгоняет стерегущую его нечистую силу.


Однако, очень часто человек, обнаруживший клад, несмотря даже на предпринятые им меры предосторожности, часто в последующим был несчастлив, тяжело болел, а так же умирал преждевременно или сходил с ума. Так нечистая сила мстила ему за то, что он взял заклятый клад. А Восточные славяне верили в то, что проклятие клада падает и на всю семью кладоискателя и его потомков до седьмого колена.

Магические обряды, связанные с закладкой кладов

Многие места в доме, на земельном участке, лесу, поле считались особенными. Им приписывалось магическое значение и с ними были связанны различные ритуалы, в том числе и закладка ценных предметов, которые потом находятся современными поисковиками в виде кладов. Например, до сих пор на Алтае при сносе старых домов обнаруживают обрядовые монеты, положенные строителями либо под "подушками" окон, но чаще по углам срубов - под первым венцом, лежащих на лиственничных "стульях" или на каменных табуретах.

Углы дома
Для того, что бы сделать границы дома нерушимым, в старину при начале строительства под углы его фундамента зарывались ветки вербы, освящённые в Вербное воскресенье, а так же туда клались остатки освящённой пасхальной еды, крашеные яйца и т.д. Для того, что бы в доме не переводилось богатство, а хозяин дома нажил как можно больше добра, под углы закладывали так же монеты или хлеб. Угол дома считался пограничным пространством между миром людей и мистических существ. Здесь обитает по поверьям нечистая сила и духи умерших, например, русский домовой или южнославянский домовой змей. Поэтому угол дома всегда был объектом для проведения очистительных и умиротворительных ритуалов. Так в русских деревнях в углу кормили и поили домового.

Колодец
Колодцы в старину так же являлись объектами пограничного пространства, где встречаются параллельные миры. В основном он выступает как канал связи с потусторонним миром. Каждое посещение колодца с целью набрать воды окружалось большим количеством разнообразных запретов, касающихся как конкретных лиц, так и времени суток и года. Например, существовал запрет на питьё колодезной воды на Юрьев день, так как якобы в этот день вся земля «открывается» и выпускает яд, что делает воду в колодцах отравленными.

Так же колодец использовался и в качестве канала связи с «тем солнцем». По болгарским обычаям, например, на заре необходимо было наклониться над колодцем, что бы увидеть на водном зеркале силуэты умерших родственников. Русские крестьяне же запрещали отливать воду из ведра при наборе её из колодца, объясняя это тем, что из колодезной воды на них смотрят родители.

Чердак
Чердаком называется верхняя часть жилого помещения, которое ограниченно крышей, а так же потолком. Появился чердак в конструкции домов тогда, когда был придуман потолок, который несколько уменьшил пространство собственно самого жилого помещения. Чердак – это периферия жилой комнаты вследствие чего он в народной мифологии приобретает отрицательные черты как «чужой», «неосвоенный».

Применялся и применяется сейчас чердак в основном для хранения тех предметов, которые необходимо было по разным причинам, в том числе и ритуальным, временно из дома убрать. Так, например, на чердак выносилась прялка на весь периодов святок и время окончания работ по прядению весной. Кроме прялки туда же прятали и все принадлежности для прядения: веретено, подготовленную для прядения готовую основу для тканья летом и т.д.
Кроме угла дома, чердак так же считался местом обитания домового и духа домашнего богатства. Для них на чердаке хозяйка дома ставила угощение в великие праздники. Например, накануне поста туда приносили мясо или плошку молока, а в Полесье на чердачное помещение несли жертвенную пищу, что бы примириться с рассерженным чем-то домовым. В том случае, если оставленный на чердаке хлеб пропадал, считалось, что хозяев дома домовой простил и больше на них не сердиться.

Печная труба и Печь
Так как печная труба выводит наружу дым и впускает внутрь него воздух снаружи, в народных представлениях она символизирует связь с миром мёртвых. Такую же функцию помимо печи выполняют она и двери, однако печная труба это необычный выход из дома, как та же дверь, она предназначена исключительно для проникновения внутрь его разнообразных сверхъестественных существ.
Таким образом, в дом попадают чёрт и огненный змей, а наружу через неё выходит душа умершего, ведьма, болезнь и т.д. Что бы нечисть не могла проникнуть через трубу в дом, сербы втыкали в нё колючки боярышника, а украинцы посыпали пространство вокруг неё маком и крестили её на ночь.
Печная труба – это тот путь, по которому души умерших переходят в потусторонний мир, по нему же души младенцев приходят на этот свет. В Белоруссии считалось, что душа покойника, по которой не отслуженная заупокойная молитва, вместе с ветром проникает в печную трубу, где воет и стонет, прося её поминовения. Украины считали, что в печных трубах находятся души мёртворождённых детей, а сербы – души прдков, поэтому хозяйка дома в Сочельник кидала остаток ужина в печную трубу, что б покормить их.

Печь же имеет разнообразные символические значения в зависимости от того контекста в котором совершается обряд с её использованием. Так, в свадебном обряде и обряде родин она символизирует рождающие женское лоно, а в похоронном – дорогу в загробный мир и, иногда, само загробное царство. В обряде «перепекания» ребёнка печь имела символы как могилы и смерти, так и рождающее женское лоно. Смысл засовывания ребёнка в печь состоит в том, что бы магически «убить» болезнь и больного ребёнка и потом «возродить» уже здоровое дитя. Существовали и иные обряды, связанные с символическим значением печи как вещи рождающей жизнь и несущей при этом смерть.

Папоротник – главное магическое растение кладоискателя
Папоротник или жар-цвет по народным верованиям цветёт один лишь раз в год летом. Из-за особенностей своей биологии, в частности размножения, это растение наделялось особенными магическими качествами. Особенно это относится к мифическому «цветку» папоротника.
Обычно, опять же согласно народным представлением, время цветения папоротника приходится на ночь накануне языческого праздника Ивана Купала. Кроме этого, в некоторых местностях этот день устанавливался по-своему, например, в канун Ильина или Петрова дня, считалось так же, что папоротник может зацвести и в так называемую «воробьиную ночь», когда случается наиболее сильная гроза в году.

Тому, кому повезло заполучить цветок этого растения, который имеет ярко красный цвет и распускается всего лишь на несколько мгновений, то получит магические умения и навыки, а так же тайные знания. Этот человек будет счастлив всю жизнь, станет понимать, о чём говорят животные, птицы и растения, что поможет узнать ему каким растением, какую болезнь лечить и где лежат спрятанные в земле клады.
Так же ему покоряться такие умения как невидимость, возможность соблазнить любую понравившуюся ему женщину, противостоять чарам нечистой силы и т.д. У словен бытовало поверие, что если вырвать папоротник в ночь на Ивана Купала, то на конце его корня можно найти золотой перстень.
Во всех перечисленных местах заброшенных домов можно и сейчас найти ценные предметы, монеты и иные жертвенные вещи, которыми бывшие хозяева старались задобрить потусторонние существа.



Особое значение в народной культуре придавалось закладке жилого дома

Закладка дома

Под закладкой дома понимается первоначальный этап строительного обряда, который призван обеспечить успешное строительство нового дома, его процветание и благополучие вместе с его будущими его хозяевами.

При закладке дома так же соблюдалось ряд условий и запретов, которые были, в основном, связанны с выбором древесины для строительства. Так, например, запрещалось использовать для производства строительных работ разнообразные «священные» и «проклятые» деревья: ель, сосну, осину, а так же липу.

Важнейшим моментом всего обряда закладки дома считался подбор места нахождения будущего дома. Существовали запреты строить жилые помещения на святых местах – где раньше находились церкви, церковные сады и поля, в опасных местностях – на кладбищах, местах военных сражений, в местах нахождения нечистой силы – на перекрёстках, метах бывших бань, свалок, болот. Эти запреты были связанны с возможным вредом, который могли получить хозяева построенного в таких местах дома.

Зачастую место будущей пристройки выбиралось при помощи гадания. Процедура гадания состояла в следующем: рассыпали вокруг будущего строения просо или рожь, а по четырём углам будущего дома выкладывали четыре кучки зерна, четыре куска хлеба, а так же столько же сосудов с водой. Если через несколько дней все оставленное оставалось нетронутым, а особенно если оставался целым хлеб, то считалось, что будущий дом простоит долго и хозяева его буду богаты.
В русских деревнях при выборе места строительства испекали хлеба, один из которых загадывали на новый дом и если он удавался. То это было хорошей приметой, а сели он не поднимался или распадался, это значило, что житьё в этом доме будет худо.

Так же важное значение придавалось и тому времени, когда должно было начаться строительство. Те же русские в Сибири начинали работу в Великий пост, то есть ранней весной. В Полесье дома закладывали после захода солнца для защиты от сглаза. Зачастую закладка приурачивалась к полнолунию, либо новолунии так как считалось, что если начать строительство дома на ущербном месяце, то дом может преждевременно разрушиться.

Обычно фундамент начинали строить с восточной стороны здания. Делал это или сам хозяин, или старший мужчина в доме. После того, как траншея для фундамента была прорыта хозяин кидал строителям деньги на камни основания фундамента что бы он был крепче. Положение основ новостройки оформлялось соответствующими ритуалами при которых в землю или фундамент зарывали священные предметы – апотропеи: разные травы, хлеб, зерно, масло, воду, монеты – для сохранности от молний, а чеснок, ртуть, семена, стекло – от гнили и нечистой силы.


Однако, в частных строениях закладывали относительно дешёвые предметы, в отличие от монастырских и церковных кладов, которые встречаются в несколько раз реже, но и стоимость их в столько раз дороже.

Монастырские и церковные клады

Искать клады монастырей и церквей, прежде всего, необходимо в колодцах или рядом с закладными церковными столбами. Исследовать стоит заброшенные и разрушенные культовые сооружения, которых в России до сих пор ещё очень много.

Клад в храме


Колодцы интересны тем, что в старину веками в них бросали монеты паломники. Во времена борьбы с религией большевики извлекали из некоторых монастырских колодцев по 25-30 пудов разнообразной монеты. Искать здесь клады дело достаточно простое, так как доступ к дну колодца открыт и единственное на что нужно обращать внимание, так это на соблюдение правил техники безопасности.

Искать же клады по закладным столбам – дело более сложное, однако и размер найденных при этом клада может быть очень впечатляющем. Всё дело состоит в том, что в давние времена, когда закладывалась церковь, существовал обычай преподносить ей дорогие подарки. Обычно жертвовали на церковь богатые и высокопоставленные персоны, иногда даже цари.
По церковным канонам такие подарки должны быть помещены в специальную нишу в закладном столбе, а потом замуровывались. Так, например, точно известно, что император Александр III, на закладку храма в деревне Низино рядом с Петербургом пожертвовал лично на серебряном блюде три килограмма золота и серебряных монет.
Не смотря на то, что в 20-е годы прошлого века храм, который был превращён в картофельный склад, посетили кладоискатели, но ничего не нашли, так как, по-видимому сам дар находится в нижней нише закладного столба, куда грабители не добрались. Вполне возможно, что и сейчас царский дар находится в закладном столбе уже восстановленного и действующего низинского храма.

Конечно же, в современном мире многие древние ритуалы нельзя воспринимать серьёзно, и мало кто-то сейчас серьёзно относится к ним, хотя некоторые из них, особенно относящиеся к погребальным обрядам, исполняются и поныне, однако хорошему кладоискателю знать их необходимо.
Во-первых, знание народных обычаев верований существенно облегчает поиск мест нахождения старинных кладов, так как искатель уже будет примерно знать, где искать те же монеты, положенные на закладку дома.
Во-вторых, практически каждый кладоискатель встречал в своей поисковой деятельности такие ситуации, которые нельзя объяснить с точки зрения материализма.
Возможно, что знание старинных магических ритуалов кладоискателей поможет как-то разрешить их, защитив от возможных негативных последствий встречи с неведомым.

Проклятые клады

Категория: Тематические статьи | Добавил: kladoiskatel (17.05.2009) W
Просмотров: 4826 | Рейтинг: 4.3/3

  • Дата: 19.06.2014 // Комментариев: 00

    Как вы думаете, сколько стоит самый дорогой металлодетектор в мире? ...

  • Дата: 05.07.2013 // Комментариев: 00
    Нумизматика это наука, изучающая монеты как памятники истории, экономик...
  • Дата: 27.06.2013 // Комментариев: 00
    Да, везет новичкам и дуракам, все это знают, вот и британец Уэсли Карри...
  • Дата: 18.06.2013 // Комментариев: 00

    В принципе любая старинная монета кажется сегодня че...

  • Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Кабинет
    Логин:
    Пароль:
    Купите здесь компрессор Ceccato со скидкой.
    Активный форум
    Доска объявлений
    Наш опрос
    Ваш металлоискатель?
    Всего ответов: 1718
    Статистика


    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0


    Кто был: